В последнее 15 - 18 лет отмечается заметное увеличение количества детей с расстройством развития речи, главным проявлениями при которых являются отсутствие речи с непониманием обращенной, выраженной двигательной расторможенностью, элементами неадекватного поведения, стереотипиями.
В практике работы с не говорящими детьми различные специалисты (психиатры, неврологи, логопеды и пр.) сталкиваются с одной из самых сложных проблем — дифференциальной диагностикой тяжелых речевых нарушений с другими нарушениями развития интеллектуальной и психической сферы, в том числе и с детским аутизмом, который последние годы ставят практически с одного приема.
В дальнейшем эти дети нередко по рекомендации ПМПК обучаются по программам для умственно отсталых детей. Почему мы сталкиваемся с такой проблемой?
Дело в том, что при тяжелых нарушениях речи и детском аутизме имеется большое количество общих клинических симптомов - до 44 проявлений. Но эти проявления могут быть и при других заболеваниях. Дети, пришедшие на первичный прием, внешне очень похоже друг на друга. Поэтому задача специалистов состоит в том, чтобы всесторонне и глубоко изучив всю историю заболевания данного ребенка, не смотря на внешнюю схожесть ряда симптомов, и нередко, множественных аутоподобных проявлений, не торопиться с вынесением окончательного тяжелого психиатрического диагноза.
Более 30 лет назад, работая в детском отделении Центра патологии речи и нейрореабилитации г. Москвы под руководством академика РАО В.М. Шкловского, мы начали проводить комплексную дифференциальную диагностику у детей с тяжелыми речевыми расстройствами, в начале умственной отсталости, а потом и детского аутизма, совместно с логопедом высшей категории, кандидатом педагогических наук Т. С. Резниченко.
За эти годы было разработано специфическое направление дифференциальной диагностики - следящей, которое опираясь в начале на определение диагностически значимых проявлений у детей с отсутствием речи и исключением диагностики без продолжительных наблюдений за характером формирования речевой функции и связанными с ней других высших психических функций.
Дифференциальная следящая диагностика проводилась в рамках диагностического курса, который включал также работу с семьей, гармонизацию детско-родительских отношений, а также по показаниям и возможности ребенка психологические занятия, нейросенсорную коррекцию и игровую терапию.