База знаний

Анализ результатов апробации тестового варианта Приложения «Когнитишка. Академия сказок», основанного на принципах биологической обратной связи (БОС)

В природе все развивается циклично, определенная закономерность есть во всем вокруг: смена времен года, времени суток и т.д. За общее состояние организма человека тоже отвечают биоритмы, которые запускаются в момент рождения.
Хочется подчеркнуть важность чувства ритма в различных аспектах жизни, включая учебную деятельность. Ритм действительно играет ключевую роль не только в музыке, но и в повседневной жизни: от ходьбы и речи до чтения и письма.
Наблюдения о том, как ритм влияет на физическую работу и взаимодействие с окружающим миром, очень интересны. Ритмичные действия помогают организовать и структурировать движения, что делает их более эффективными. Это особенно актуально для детей, у которых развитие ритмической системы связано с общим развитием моторики и когнитивных навыков.
Научные исследования подтверждают, что проблемы с восприятием ритма могут влиять на учебные достижения. Дети, испытывающие трудности с ритмическими задачами, могут столкнуться с проблемами в чтении и письме, поскольку эти навыки требуют четкой временной организации.
Также стоит отметить, что ритм присутствует в языке — интонация, паузы и акценты создают определенный ритм в речи. Это делает восприятие информации более легким и естественным.
Таким образом, развитие чувства ритма у детей один из важнейших аспектов их общего развития. Игры и занятия, направленные на улучшение ритмических навыков, могут положительно сказаться на обучении и повседневной жизни.
Нашим коллективом проведены исследования в двух учреждениях:
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детский бронхолегочный санаторий №29» Департамента здравоохранения города Москвы;
- Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Центр социальной поддержки и реабилитации детей - инвалидов имени Г.И.Россолимо» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
В «ДБС №29» было сформировано две группы:
Первая группа (контрольная) – дети, находившиеся на санаторном лечении, прошедшие нейропсихологическое экспресс-тестирование дважды - при поступлении и после окончания лечения. Согласно медицинским данным, все дети с нормальным интеллектуальным и физическим развитием, с сохранным слухом и зрением. Данная группа детей, в составе которой находилось 47 человек, не участвовала в игровых сессиях.
Вторая группа – 96 детей, также с нормальным интеллектуальным и физическим развитием, с сохранным слухом и зрением, находились на санаторном режиме и были обследованы нейропсихологами при поступлении и по окончании пребывания в санатории, но проходившие игровые сессии каждый день, в течение 14 дней.
Для входящей и исходящей диагностики были использованы нейропсихологические методы, позволяющие оценить состояние умственной работоспособности и произвольного выполнения двигательных программ. Данные методики позволяют оценить функциональное состояние лобных (префронтальных и премоторных отделов), височных и подкорковых структур головного мозга.
По результатам входящего диагностического обследования у большинства детей обоих групп (более 85%) были выявлены: трудности концентрации внимания, флуктуации, повышенная истощаемость, а также недостаточность программирования и контроля собственной деятельности. У части детей (более 60%) отмечается недостаточность восприятия и воспроизведения ритмических структур.
Как уже отмечалось выше, недостаточность развития чувства ритма и времени у детей, в большинстве случаев, коррелирует с речевыми трудностями, чтением, контролем, с самоорганизацией, саморегуляцией, концентрацией внимания, двигательным контролем, чувством равновесия и т.д. Согласно данным А.Н. Корнева (1995) ведущий специалист в вопросах дислексии - у 46% детей с дислексией и ЗПР затруднено воспроизведение звуковых ритмов.
По результатам повторной диагностики мы отметили положительную динамику обследуемых функций. Было выявлено, что после прохождения игровых сессии на Приложении, у 90% детей, снизилась импульсивность, дети научились лучше оттормаживать побочные раздражители, улучшились показатели по самоконтролю и чувству ритма, а также у 65% детей увеличилось время продуктивного нахождении в заданиях.
В Центре социальной поддержки и реабилитации детей - инвалидов имени Г.И. Россолимо, группа представлена 16 детьми, со сложной структурой дефекта (УО средней и тяжелой степени, органические поражения ЦНС, детский аутизм и др.), проходившие игровые сессии на Приложении в течениесеми недель.
По полученным результатам отмечается, что 19% детей (3 человека) не понимают смысл задания и проявляют агрессивные реакции. У 12% детей (2 ребенка) отмечаются частые отвлечения на посторонние раздражители, что снижает результативность выполнения заданий и, как следствие, вызывает негативные эмоциональные реакции. Остальные 70% детей (11 человек) проявляют заинтересованность в выполнении задания и настроены на положительные результаты.
В связи с полученными данными, можно уверенно говорить о положительном влиянии игровых сессии в Приложении на чувство ритма, улучшение скоростных аспектов обработки слуховой информации, повышение успешности когнитивной деятельности и немедикаментозной реабилитации различных мозговых дисфункций.

Аверьянова Елена Владимировна Клинический психолог, кандидат психологических наук, доцент ИПиСО, почетный член Международной Профессиональной Ассоциации психологов.

2024-08-25 17:10