База знаний

Русские народные сказки ...

Русские народные сказки как оптимальная культурологическая основа для медико-психологической реабилитации русскоязычных детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих расстройствами в когнитивной и ментальной сферах

Как хорошо известно, у детей очень развито воображение, которое имеет в этот период жизни весьма размытую границу с окружающими реалиями. Об этом писал еще швейцарский психолог, известным своими, ставшими классическими, работами по когнитивному развитию детей - Жан Пиаже (1896 – 1980). Поэтому ребенок легко осваивается в игровом пространстве, в котором он может представить себя кем угодно. Этим активно пользуются учителя, моделируя игровые формы обучения, превращающие нагрузочный академический процесс в увлекательное путешествие в мир фантазий. Данный подход может оправдать себя при проведении медицинской диагностики и реабилитации, которые сами по себе отличаются трудоемкостью и сложностью. Но есть проблема, связанная с поисками источников для формирования интересных для ребенка, увлекательных сюжетов таких игр.
Понятно, что в воображении ребенка закономерно присутствуют образы, взятые им из предлагаемых взрослыми источников. На их основе в значительной степени формируется его культура, идентичность, представление о положительных и отрицательных образах, допустимых и недопустимых чертах личности, привлекательных образцах поведения.
При этом нужно признаться, что наши современные дети растут в весьма агрессивной воображаемой среде, индуцированной фильмами и мультфильмами, комиксами, фантастической литературой, созданными международными компаниями, интернациональными авторами, в которых фигурируют устрашающе-экзотические герои без роду и племени (что расширяет аудиторию зрителей и благоприятствует коммерческой продаже продукта) со специфическими именами, действующими в каком-то пугающе-технократическом пространстве, серьезно оторванном от жизненных реалий. Но все это красочно, динамично, захватывает и будоражит детское воображение, но при этом формирует в подсознании тревогу за настоящее и будущее, рождает фобии, скрытую депрессию.
Все эти «шедевры» создаются при участии специалистов, знающих как овладеть детским сознанием и вниманием. Поэтому, как только ребенку включают такой, например, мультик, он полностью отвлекается на него и оставляет на какое-то время в покое родителей, что их часто устраивает, освобождая для других дел. Это можно считать относительным плюсом! Но проблема в том, что после длительного общения с гаджетами, транслирующими «жесткую» фантастику, насыщенную приключениями различных андроидов, стремящихся уничтожить или спасти наш мир и прочими «ужастиками», у детей возникают явлений психической и соматической нестабильности. Проблемой занялись врачи-гигиенисты. Особенно заметным на сегодняшний день в этой сфере является вклад члена-корр. РАН, проф. О.Ю. Милушкиной с сотрудниками. В результате на эту проблему обратило внимание и правительство Российской Федерации, которое в 2015 году приняло «Концепцию информационной безопасности детей».
Таким образом мы видим, что с одной стороны геймификация является очень эффективным способом воздействия на когнитивную и ментальную сферы ребенка, в том числе и проблемного по этой части, что установили еще в начале ХХ веке ставшие классиками специалисты, такие как, например, британский психоаналитик Мелани Кляйн (1882 – 1960), дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда - Анна Фрейд (1895 – 1982) и др. Кстати, считается, что именно обе эти дамы стали основательницами детского психоанализа. Они показали, что с помощью геймофицированной диагностики и терапии можно глубже проникать в сознание детей, находить там скрытые проблемы и разрабатывать оптимальные подходы для снятия у них напряжения, тревоги, страха перед окружающими, повышать самооценку ребенка, обеспечивать возможность в игровом режиме проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий, характерных для реальной обстановки. И, конечно, наступившая эра компьютеризации обеспечила колоссальное развитие позитивной стороны этого метода, сделав его на порядки более эффективным и доступным.
Но, с другой стороны, следует понимать, что существует и оборотная сторона, о которой было сказано выше. И вот здесь очень важно указать на то, что она заключена ни в самой геймофикации, ни в компьютерах или иных гаджетах, а исключительно в нарушении гигиенических норм их использования, в сценариях, травмирующих детскую психику трансляцией «ужастиков». Поэтому, создавая на компьютерной основе медико-психологические реабилитационные и диагностические методики, необходимо взять все положительное и, прежде всего, технологию компьютерной геймофикации, которая делает диагностические и терапевтические процессы интересными, увлекательными для детей. Но транслировать они должны позитивные с точки зрения детского воображения сценарии и эффекты. Что имеется ввиду? Прежде всего следующее:
обстановка, в которой происходит действие, пускай и фантастическая, но должна быть как можно ближе к реалистичной -родные леса, поля, реки и озера, а не техногенное царство, рождающее фобии. Вспомним любимых многими поколениями читателей Вольку и старика Хоттабыча из сказочной повести Лазаря Лагина! Там много волшебства, но оно происходит в знакомой детям обстановка: школа, футбол, улицы, где продают мороженное. И все это очень увлекательно, не пугает, и пронизано хорошим, понятным юмором;
желательно, чтобы ребенок ощущал национальную специфику игрового процесса. И если мы создаем геймофицированную методику для русскоязычных детей, то необходимо воспользоваться тем, чем руководствовался во вступлении к своей поэме "Руслан и Людмила" великий А.С. Пушкин: «Там русский дух... там Русью пахнет!». Это нужно для того, чтобы русскоязычный ребенок любой национальности (напомним, что сам Пушкин был носителем негритянской крови) ощутил и полюбил культуру, в которой идет его воспитание, взросление и лечение. Только в этом случае коррекция расстройств в когнитивной и ментальной сферах даст положительный результат. Где найти сюжеты, удовлетворяющие этим требованиям?
Они есть и проверены веками! Поколения за поколениями детей вырастали на знакомстве с народными сказками. И Пушкин, как известно, впитывал их от своей любимой няни – Арины Родионовны. Создаваемая ими атмосфера и является сосредоточием того самого «духа и запаха» о котором говорил поэт! Они воспитывают в привязанности к родителям и отечеству, учат ответственности за родных и близких, бережному общению с природой, включая животных, знакомят с характерной для нас фауной, прежде всего лесом, учат осторожности при пребывании в нем, необходимости разбираться в растениях, умению не заблудиться, быть находчивым и сообразительным. Народные сказки хороши еще тем, что в них действуют не мутанты, а реальные люди или привычные сказочные персонажи, типа Бабы Яги, Лешего, Серого Волка и прочих, которые напоминают детям об осторожности в незнакомом месте. Важным свойством народных сказок является то, что они пронизаны добротой, оптимизмом, верой в человеческое благородство, но при этом не скрывают от детей существование темных сил, с которыми, тем ни менее, можно справиться, поступая разумно. Призывают к послушанию, внимательному отношению к предупреждениям и запретам, идущим от взрослых. Важно и то, что в народных сказках все проблемы решаются: больные выздоравливают, съев молодильное яблочко; Иванушка-дурачок становится умным; Царевна-несмеяна оказывается веселой девушкой. Русские народные сказки не «заражены» вирусом ужаса перед инопланетным вторжением, появлением киборгов и других монстров, похищением людей с помощью НЛО и прочими модными сюжетами, из-за которых дети не могут заснуть вечерами. А потому, создание на культурологической основе русских народных сказок медико-психологических методик с применением современных приемов, например, таких как геймофицированная БОС-терапия может существенно продвинуть реабилитацию русскоязычных детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих расстройствами в когнитивной и ментальной сферах.

Д.Д.Панков, доктор мед. наук, профессор, заведующий кафедрой педиатрии и школьной медицины ФГАОУ РНИМУ им. Н.И.Пирогова, главный внештатный специалист Департамента здравоохранения г. Москвы, заслуженный работник здравоохранения РФ, отличник здравоохранения РФ

Made on
Tilda